Анна всем сердцем любила мужа и доказала это всей последующей жизнью.
28.08.1943г.
«Теперь очень жалею, потому что ты не поехал в Академию. Мама сильно беспокоится, говорит, пока поучился бы, а там, быть может и война закончилась… Быстрее гоните немцев и вернись домой с Победой»
07.09.1943г.
«Сообщаю тебе, что сегодня получила деньги 1000 рублей, благодарю тебя… Я тебя просила и буду просить, пиши почаще письма. Пиши, какие села и города освобождаешь, кто из ваших ранен, убит…»
24.10.1943г. Скрынниковой Анне
«Здравствуй моя милая жена Анечка с приветом и поцелуем к тебе твой муж Саша жив здоров и того тебе желаю в твоей работе и жизни только пиши письма. Досвидания целую твой муж Саша. Привет маме, Марусе и др.»
Таких писем много. Он писал каждый день. Письма очень короткие с почти одинаковым текстом.
Особенно трогательные письма написанные уже после гибели Александра, о которой Аня еще не знала. Она писала ему до середины ноября, верила, что жив, что просто задержка почты.
29.10.1943г.
«Cкоро будет Октябрьский праздник, нам два дня отдыха. Жалко, что тебя не будет. Ну что же, значит наша судьба такая. Живы будем , будем вместе с тобой опять. ….я все жду , скоро освободят Минск.»
31.10.1943г.
« Сашенька, ты мне пишешь, что у тебя нет чемодана и вешей. Это все нажитое, береги себя. Останься в одной рубашке, но лишь бы был жив …»
1.11.1943г.
«Cообщаю тебе, что деньги я получила еще 29.10 и письма 11 штук. Сегодня еще не было, я бы хотела получать каждый день, но не получается…я тебе пишу в день по 2-4 письма… но уже немного осталось. Поскорей возвращайся домой с Победой, я жду тебя, целую много много раз, твоя АНЯ.»
Бои шли тяжелые. Фашисты цеплялись за каждую пядь Запорожской земли выполняя приказ Гитлера не пустить Красную Армию за Днепр.
На другой день Александр был убит. Последняя открытка от капитана Якимовича датирована 23 октября 1943 года. В этот день он погиб.
В ноябре Анна пишет отчаянное:
«Я писем от тебя не получаю уже 17 дней. Быть может, ты ранен, или что с тобой. Сашенька, родной, я тебя очень прошу, пиши».
Письмо Анны Скрынниковой от 12 ноября 1943г. (через 17 дней после гибели Саши)
Письмо изуродовано временем, вот что удалось прочесть:
«…хоть ты и говорил еще дома мне, что ты останешься жив до окончания войны. Это конечно очень хорошо было бы. Я желаю этого тебе и всем остальным. Но это война она не шутит ни с кем, что плохо ….»
Письма Анны возвращенные с пометкой «Доставить не возможно» написанные после гибели Александра.
Сохранилось письмо капитана Старостенко Бориса Романовича дошедшего до Берлина, кавалера 4-х боевых орденов, в котором он описывает гибель капитана Якимовича и указывает место его захоронения – сельское кладбище с. Украинка Васильевского района Запорожской области.
«Здравствуйте, уважаемая Аня! Я, как друг Вашего уважаемого мужа Александра, решил написать Вам маленькое письмо и сообщить некоторые вести о вашем муже. Вашего мужа я знал по совместной работе с 28 сентября 1943 года, когда он прибыл к нам в часть, и я встретил его. У нас завязался разговор про его боевые дела, я узнал, что мы учились в одном училище. Аня, ваш муж всегда находился совместно со мной на передовой позиции, и совместно мы громили врага. 23 октября мы с ним выполняли боевую задачу. При выполнении задачи он показал себя решительным, бесстрашным командиром, но в это время настигла вражеская пуля, и Александр был тяжело ранен, но через час после этого мне сообщили очень печальную весть, что Александр помер. Уважаемая Аня, пишу Вам письмо и высылаю часть Ваших писем, которые вы писали своему мужу, также сообщаю адрес места похорон Вашего мужа: Запорожская обл., Васильевский р-н, с. Украинка, похоронен на сельском кладбище. Аня, когда получите моё письмо, то прошу, напишите хотя бы маленькое письмецо, как живёте. Пока до свидания, С приветом Борис. Мой адрес: Полевая почта 4704 Старостенко Борису Романовичу»
После освобождения Минской области Анна Трофимовна отправилась на родину Александра. Якимовичи встретили ее как родную. Еще много лет они переписывались, изредка встречались.
Роковая ошибка в извещении не позволила оформить пенсию за мужа-офицера. Анна Трофимовна обращалась во многие инстанции, вплоть до Верховного Совета СССР, но правды так и не добилась. От Александра Александровича остались лишь карандашный портрет, написанный Аниным братом, несколько фотографий и масса писем, которые она перечитывала до последних дней своей жизни.
© редакция по предоставленным материалам Львом Николаевичем Лукашовым, г. Донецк, Ростовской обл.