© фото редакции

Ещё в древности начало года отмечала сначала весной, потом осенью. В древней Руси начало года приходилось на март. Для всех тогда это был праздник, который посвящался теплу, весне, солнцу, и хорошему урожаю в будущем.

Впервые ёлку, как новогодний атрибут, отметили в хронике провинции Эльзас во Франции в 1600 году. Но её родиной считается Германия. И всё из-за одного реформатора, который направлялся домой в 1513 году и увидел много звёзд на небе, которые ярко мерцали сквозь деревья. Это создавало иллюзию, что деревья были украшены светящимися гирляндами из искрящихся звёзд. Он настолько был очарован увиденным, что пришёл домой и украсил небольшую ёлку свечами. Верхушку деревца он украсил пятиконечной звездой в честь другой звезды, название которой Вифлеемская. Знаменита она тем, что указала путь к пещере, в которой родился Иисус.

На Руси из деревьев больше всего почитали берёзу. Но в Древней Германии такую дань отдавали ели. Она издавала приятный хвойный запах, а древние воины всегда собирались у ели, считая, что она принесёт им защиту. А ещё ель являлась символом бессмертия верности, бесстрашия, достоинства, молодости. Потом появилась традиция, в которой ветки ели украшали подарками, чтобы задобрить лесных духов, зимующих на этих деревьях. Со временем эта традиции из Германии перешла к голландцам и британцам.

Во второй половине семнадцатого века в Германии и Швейцарии появился обычай на Рождество ставить хвойные деревья. Главное, чтобы они были очень маленькими. Деревцами украшались потолки, с которых свисали сладости и конфеты. И только позднее появилась традиция украшать одну большую ель. В восемнадцатом веке ёлку выбрали главным новогоднем атрибутом в Германии, а затем и в других странах Европы.

В России ель стали ставить в Петровские времена. В 1699 году появился указ, который гласил, что Новый год теперь будет отмечать с первого января. В указе прилагались рекомендации о том, как лучше организовать новогодний праздник. В его честь обязательным было украсить столицу, пускать ракеты в ночное небо Москвы и зажигать огни. На домах вешались еловые ветки и шишки. Также праздник должен был сопровождаться плясками.

В ночь с 31 декабря на 1 января вышел на Красную площадь король. В его руке был факел. Когда закончились куранты, он запустил в небо первую ракету в звёздное небо. Это и был первый салют в честь Нового года. Примерно, триста лет назад считалось, что украшенная новогодняя ель притягивает положительную энергию, а отрицательную отгоняет. Сейчас уже мало кто знает о тех поверьях, однако, привычка ставить на Новый год украшенную ель осталась.

Впрочем, указ Петра к новогодней ёлке имел, довольно, косвенное отношение. Да, по его приказу стали украшать город еловыми ветками, да, стали использовать для украшения не только целые деревья, но и ветки. Однако, в указе говорилось, что ель для украшения ставилась на улице а не в доме. Ею украшались ворота, крыши трактиров, улицы, дороги. Елка, скорее, была украшением города, а не рождественским атрибутом.

После кончины Петра его указ, практически, забыли. Лишь трактиры соблюдали традицию украшать перед Новым годом свои крыши и входы. По этим украшением и узнавали питейные заведения. Но в девятнадцатом веке этот обычай перестал соблюдаться и в трактирах.

В начале девятнадцатого века рождественская ёлка появилась в домах немцев, живших в Петербурге. Ель в Москве появилась в 1818 году, благодаря великой княгине Александры Фёдоровны. А через год и в Петербурге в Аничков дворце. Когда наступил 1828 год, императрицей стала всё та же Александра Фёдоровна, которая организовала первую детскую ёлку в своём дворце для своих пяти детей и племянниц, которые были дочерьми великого князя Михаила Павловича. Ёлка стояла в Большом столовом дворце. На праздник также пригласили и детей некоторых придворных. В зале поставили восемь столов и один стол для императора. они были украшены маленькими новогодними ёлочками, на которых висели конфеты, золотые яблоки и орехи. Под ними лежали подарки в виде разных игрушек, а также платья и какие-то фарфоровые вещи. Подарки раздавала сама императрица. Праздник начинался в восемь часов вечера, а через час гости уже разъехались. С тех пор новогоднюю ель стали устанавливать среди богатых людей, живших в Петербурге. Простое население относилось к этой новой традиции равнодушно. Были и те, кто вообщ9е о ней ничего не слышал. Но постепенно этот обычай появился и в других слоях общества в Петербурге.

Но вот наступил 1840 год, когда наступил ёлочный ажиотаж, распространившийся повсюду. Уже к концу года ёлка стала главным рождественским атрибутом во всех слоях общества. В это же время началась оживлённая торговля лесной красавицей. В Петербурге их продавали возле Гостиного Двора, куда из леса привозились крестьянами. Сами они не могли приобрести даже небольшое дерево, то среди богатого народа устраивались соревнования, у кого ёлка лучше и красивее. Дошло до того, что некоторые украшали ёлку драгоценными камнями. В конце 1840 года появились и искусственные ели, приобрести которую считалось уж совсем роскошью.

Но в самих усадьбах ёлку и обычаи, связанные с ней, приняли только через десять лет. Ёлку привозили в строжайшем секрете от малышей, ставили её на стол, покрытый белоснежной скатертью, а под ней раскладывали сладости и подарки, которые собирали тоже в строжайшем секрете. Как правило, в это время детей уводили в другую комнату и строго настрого сказали не выходить. Они, как могли, прислушивались к каждому шороху, пытаясь предугадать по шороху, что там происходит.

В конце всех приготовлений раздавался специальный сигнал, после которого за детьми приходил кто-то из взрослых, чтобы отвезти в главную залу, где стояла нарядная ёлка. Когда открывалась парадная дверь, то в первую минуту стояла тишина, вызванная оцепенением. А после раздавались восторженные крики детей, визг, хлопанье в ладоши. Когда праздник кончался, возбуждённые дети бросались на ёлку, срывая сладости и подарки. Они ломали её ветки, и в то время даже было такое выражение «грабить ёлку». В то время считалось, что разрушение ёлки являлось площадкой для разгрузки психологического возбуждения и накопившегося напряжения в процессе ожидания за целый день. Потом сломанное дерево выбрасывали на задний двор.

Всё в те же 1840 года те, кто мог себе это позволить, ставили высокую ёлку от пола до потолка, зафиксировав её в крестовине. Теперь этот атрибут стоял в середине зала, переехав со стола на пол, что позволяло детям водить вокруг неё хороводы и просто веселиться. Теперь, стоящее в центре, дерево хорошо было видно со всех сторон, от чего игрушки стало искать намного удобнее, а также играть под ней и прятаться.

На таких мероприятиях присутствовали и взрослые. Это могли быть родители, прислуга, гувернантки, учителя. Позднее такие праздники стали устраивать только для взрослых, дети которых оставались дома. Первое мероприятие для взрослых состоялось в 1852 году в Петербурге на Екатерингофском вокзале, построенном в 1823 году. Ель стояла в огромном зале, прижавшись к стене одной стороной. Её другая сторона была украшена цветными лоскутками. После этого ёлки на публике стали ставить и на дворянских, купеческих, офицерских собраниях, а также возле театров и клубов. В Москве в начале 1850 года тоже стали устраивать новогодние праздники с украшенной ёлкой в зале Благородного московского собрания. . И это стало ежегодной традицией.

К концу девятнадцатого века ёлка стала обычным новогодним атрибутом в России. Продажа елей стала для лесников и крестьян сезонным пригородным доходом. Она осуществлялась в людных местах — площади, рынки, гостиный двор. Деревья продавались и маленькие, и средние, и большие. Некоторые уже были разукрашены искусственными цветами. Тут же можно было купить и ёли-гиганты. Продажа этих деревьев была видна ещё издалека, так как их яркая хвоя ещё издалека бросалась в глаза. Ёлками торговали почти все лавки — молочные, мясные, сырные. Их устанавливали на крестовине у входа.

Теперь для детей уже не было тайной появление новогодней ёлки в доме. Они могли спокойно ходить среди ёлок, чтобы потом вместе со взрослыми выбрать подходящую. Теперь дети могли наблюдать, как ель вносили в дом и клали ещё замёрзшую в помещении или в сенях на полу. Постепенно, когда дерево начинало оттаивать, начинал издаваться хвойный запах.

На домашние ёлки со всего города, а то и с других городов, стали съезжаться родственники, сёстра и братья. Для детей придумывались разные подарки и развлечения, в которых играли на пианино и танцевали. Взрослые тоже готовили программы для взрослых. Они придумывали и ставили разные пьесы. Очень модно стало устраивать такие мероприятия в детских домах и приютах. Организаторами могли быть люди из разных слоёв общества, а также специальные благотворители. Так, новогодняя ёлка стала самым главным новогодним атрибутом не только для взрослых, но и детей.

Одна из теорий говорит, что после октябрьского переворота новогоднюю ёлку запретили, но это мнение ошибочное. На самом деле, большевики не возражали против ёлки. В 1918 году в одном петроградском издательстве выпустили красочную подарочную детскую книгу «Ёлка», которые оформили, известные в то время, художники. На обложке книги изображена наряженная ёлка, рядом с которой был Дед Мороз и лесные звери. Разумеется, что на верхушке ели была пятиконечная Вифлеемская звезда.

В начале Гражданской войны продажи ёлок резко ухудшились, хоть рынок и был забит ими так же, как раньше. Дело в том, что в то время народ сильно бедствовал, поэтому даже самое маленькое дерево мало кто мог себе позволить. В свою очередь, крестьяне, которые привозили ели из леса, теряли свой сезонный, но стабильный и высокий заработок.

Существуют сведения от 25 декабря 1924 года, в которых один горожанин рассказал, как в одиннадцать часов утра он встретил воз, доверху набитый елями. Рядом сидел мужик с унылым лицом. Когда мы разговорились, он стал жаловаться, что никак не может заработать даже на соль, что уж говорить о керосине. Сливочное масло — так это вообще теперь мечта. Ёлочная конкуренция такая, что товаром засыпали весь Ленинград, а цена снизилась до пятнадцати копеек. Если и покупали ёлку, то маленькие, для стола. Однако, постепенно, дела у людей налаживались, и ёлочные продажи, вроде как, улучшились.

Не прошло и месяца, когда после свершения октябрьского переворота правительство поставило вопрос о календарной реформе. До сих пор Россия жила по юлианскому календарю, в отличие от Европы. Она давно жила уже по григорианскому, принятому в честь папы Григория XIII в 1582 году.

Потребность провести календарную реформу и перейти на новый стиль стала ощущаться ещё в восемнадцатом веке. В петровские времена в международных отношениях Россия вынуждена была пользоваться григорианским календарём, что создавало дополнительные неудобства, включая дипломатическую и коммерческую практику.

Перейти на григорианский календарь всё ещё не получалось. Против этого было не только правительство, но и церковь, которая считала, что для этого не пришло время.

После свершения революции всё встало на свои места и теперь, 24 января 1918 года, Совет народных комиссаров принял Декрет о введении в России григорианского календаря, который тут же подписал Ленин. Документ опубликовали сразу же на следующий день. Теперь Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, а сам Новый год на 1 января. При этом, ни в одном из документов не говорилось, что старое Рождество нужно отменить, но что с ним будет теперь после принятия декрета — не ясно.

В 1922 году 25 декабря было принято решение поменять Рождество Христово на «комсомольское рождество. Этот день считался выходным. И всё же, он включал в себя такие мероприятия, как чтение докладов, которые разоблачали экономические рождественских праздников. Затем показывались спектакли т политические сатиры.

На второй день устраивались уличные шествия, на третий устраивали ёлку, которой дали название «комсомольская» и маскарад, в котором участники рядились в Колчака, Атланту, Деникина, кулака, нэпмана, в каких-то языческих богов. Также устраивались и шествия с факелами, в которых сжигали иконы.

Но советской власти всё это не слишком нравилось и уже к концу 1924 году это стало ощущаться. Например, в одной из газет появилась заметка, в которой говорилось, что теперь ёлки, практически, перестали продавать, от чего бессознательных людей стало меньше.

Со временем праздник «комсомольское рождество» был отменён. Считалось, что он никак не повлиял на антирелигиозную пропаганду. В 1925 году началась борьба с религией и праздниками, связанными с ней. По этой причине Рождество, приходившееся на 25 декабря, было отменено полностью. Этот день обыкновенным, рабочим. Отменили и рождественскую ёлку. Дошло до того, что в канун Нового года по городу ходили дежурные, которые заглядывали в окна, пытаясь увидеть светящиеся гирлянды. В школах проводились вечера против Рождества и ёлки на Новый год. На них смеялись над попами и церковью, пели песни, осуждающие религию. В детских садах тоже перестали устраивать новогодние ёлки.

Но, полностью уничтожить сложившийся обычай, связанный с новогодней красавицей, так и не удалось. Просто на какое-то время традиция затаилась.

Некоторые семьи продолжали соблюдать затаившуюся традицию, и делать это приходилось очень осторожно. В некоторых случаях ёлку доставлял дворник из леса. Он брал мешок, ехал в лес, находил дерево, рубил его на несколько частей и помещал в мешок. А дома ель уже собиралась по частям.

Но в 1935 году новогодняя ёлка становится обязательным мероприятием для детей, сотрудников учреждений и промышленных предприятий. Теперь ель считалась главным атрибутом советского Нового года. Над мероприятием работала «ёлочная комиссия», где разрабатывали новогоднюю программу, доставляли ёлку, находили Деда Мороза, собирали подарки. Очень сложно было сделать детский подарок, так как существовал лимит, а хотелось, чтобы каждый ребёнок остался доволен.

Теперь на верхушке новогоднего дерева Вифлеемскую звезду заменила пятиконечная звезда, похожая на ту, что на кремлёвских башнях.

Связь ёлки с Рождеством была предана забвению. Рождественское дерево превратилось в атрибут государственного праздника Нового года, одного из трёх (наряду с Октябрём и Первомаем) главных советских праздников. Восьмиконечную Вифлеемскую звезду на верхушке «Рождественского дерева» теперь заменила пятиконечная — такая же, как на кремлёвских башнях. Стремление идеализировать возрождённый праздник становится с каждым днём всё откровеннее. На сверкающей в лучах прожекторов красавице ёлке, установленной в Доме союзов, висели тысячи ёлочных украшений с рабоче-крестьянской коммунистической символикой. Новый год с каждым годом стремились сделать всё красочнее. Для этого на ёлке с каждым разом наблюдалось всё больше ёлочных игрушек, имеющих советскую символику.

Через несколько лет и вот 1 января 1947 года стал, наконец-то, выходным днём. В этот же день в Доме союзов ёлка приобрела официальный статус «главная ёлка страны».

В 1954 году новогодняя ёлка стала проходить в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца, где обслуживалось около двух тысяч в год детей. В этом году Кремль впервые открылся перед счастливчиками, которые получили новогодние приглашения. Среди этих избранных были молодые передовики производства, студенты московских вузов, ученики десятых классов. В этом же зале проходили и новогодние балы-карнавалы.

При появлении Кремлёвского дворца съездов главный праздник для детей стали проводить там. Но в семидесятые большинство москвичей предпочитало оставаться дома, со своей, домашней ёлкой. Эта привычка собираться всей семьёй дома сохранилась до сих пор. Люди забывают о традициях, связанных с новогодней ёлкой и справляют семейный праздник так, как у них принято и как им нравится.

Кстати, православная церковь тоже не имела ничего против ёлок, которые могли стоять не только в храмах во время рождественского богослужения, но и в домах церковнослужителей.

В 1991 году 7 января в России стали отмечать Рождество. Этот день считался выходным. В то время главные улицы Петербурга были украшены праздничными ёлками, но уже без пятиконечных звёзд.

Триста лет ёлка выполняла одни и те же функции. Этому не смогла помешать даже идеализация, при которой дерево всё равно оставалось любимым, желанным и ожидаемым предметом новогоднего праздника в домашней обстановке. Такая она нам запомнилась, такой её помнят наши дети. Будем надеяться, что такой её увидят и наши внуки, которые будут водить вокруг неё праздничный хоровод и петь песню, которую сочинили около ста лет назад.

В настоящее время в России ёлку доставляют даже на корабли, которые плавают по океану за экватором. Останется только украсить дерево украшениями и вот, праздничное настроение уже с вами.

Создайте себе волшебное настроение сами!

редакция

© фото редакции

"Обзор статей и публикаций"
Наука и люди

Бодрость от кофе приходит не ко всем

p>Почему? Отвечает врач и кандидат медицинских наук Маргарита Аристархова. Многие любят начать утра с чашечки ароматного кофе, который поможет взбодриться. Но есть и такие, которые предпочитают закончить вечер такой же чашечкой ароматного напитка, чтобы снять, накопившееся за…
Alma Mater

Признаны на международном уровне

Результаты работы новосибирских ученых в области радиоуглеродного датирования признаны на международном уровне. Теперь они намерены…
Из истории

Газ 69

В СССР дороги всегда страдали качеством. Да и были они не везде. В связи с этим, незаменимыми стали наши внедорожники «Газ 69», работу над…
Из истории

Как появился салют на 9 Мая

Ежегодно этот государственный праздник заканчивается салютом, озаряющим небо. Для этого выбирают определённую площадь, с которой хорошо…