фото открытые источники

В начале XX века, когда ещё не началась Первая мировая война, когда жизнь протекала неторопливо и размеренно, девушки носили корсеты, а замужние женщины должны вести порядочный образ жизни, одна из них получила сразу две награды. Речь идёт о Марии Кюри, получившей в 1908 году премию по физике и в 1911 году по химии. В жизни Мария была активным человеком, но самое главное её достижение было, пожалуй, в том, что она смогла убедить всех женщин в том, что они тоже могут добиться успеха в науке, не боясь осуждения общества и мужских насмешек. Сегодня мы хотели бы вам рассказать о её жизни.

До замужества Мария носила фамилию — Склодовская. Её отец Владислав закончил институт в Петербурге, потом вернулся в Варшаву, где начал преподавать физику и математику в одном из вузов. Его жена Бронислава была главой пансиона для девочек. Она обожала чтение и старалась во всём помогать своему мужу. В их семье было пять детей, где Мария была последней.

Мама Марии болела туберкулёзом, так что её детство прошло под кашель матери. Когда девочке исполнилось 11 лет, её мамы не стало. Всё семейство Склодовских было любознательным, но Маня (так тогда называли девочку) — особенно. Их отец с радостью поддерживал их жажду к знаниям, однако то обстоятельство, что учиться было нужно на русском языке, очень огорчало.

В то время Польша являлась частью Российской империи. Так что все учебные заведения контролировались русскими начальниками, следившими за тем, чтобы все предметы велись на русском языке. Даже католические молитвы читались на русском языке, а не на том, на котором дети разговаривали дома и читали молитвы. Отец Марии эти обстоятельства принимал близко к сердцу. Часто было так, что польский ученик прекрасно понимал то, что написано, например, в учебнике по математике. Однако, когда ему приходилось перейти на русский, ученика охватывал ступор, потому что он не слишком хорошо знал язык.

Мария сполна насмотрелась на эту школьную дискриминацию.

В будущем, как и большинство её земляков, она станет большой патриоткой своего государства, которое в то время рвали на части. Кроме того, она станет исполнительным членом парижского польского землячества.

Марии было очень сложно обходиться без мамы. Отцу было некогда; он, педант по натуре, был вечно занят работой. Любимой сестрой Мани была Броня, с которой она договорилась, окончив гимназию, учиться и дальше, несмотря ни на что.

В то время в Польше женщине получить образование было невозможно, поэтому девушки мечтали поступить в Сорбонну в Париже. Сестры договорились, что Броня первая поступит, так как она была старше, а Маня должна была зарабатывать деньги на учёбу сестры. Девочки планировали, что как только Броня станет врачом, тут же поступит младшая, а Броня ей будет во всём помогать.

Мария устроилась работать гувернанткой в семью помещика, где было пять детей. Девушка преподавала маленьким детишкам. Старший сын помещика по имени Казимеж приезжал к родителям на праздники и летние каникулы. Однажды он обратил внимание на гувернантку, которая удивила его, как личность. Юношу удивляло, что Мария очень хорошо могла управляться вёслами, прекрасно ездила на лошади, могла управлять экипажем, отлично каталась на коньках. Позднее он узнал, что девушка любила читать книги математического склада, словно это была поэзия и любила сочинять стихи. Со временем между ними возникли чувства. Девушка каждый раз ждала нового приезда Казимежа. Она понимала, что его родители никогда не согласятся, чтобы их сын связал свою жизнь с гувернанткой, и эта мысль приводила её в отчаяние. Родители постоянно намекали ей, что она всего лишь прислуга, но девушка терпела унижения ради учёбы Брони.

Уезжая на учёбу в Париж, у Марии было тяжко на душе, ведь там оставалась её первая любовь.

Нобель

Итак, в Париже девушка появилась в 1891 году, ей стали помогать её сестра Броня и её муж, который на тот момент работал врачом. Однако, Мария, которая в Париже называла себя Мари, проявила свойственную ей самостоятельность и сняла для себя комнату в Латинском квартале. Затем она сама записалась на естественный факультет в Сорбонне. Казимеж Длусский — муж Брони — помог Мари перевести её вещи. Девушка категорически отказалась делить комнату с соседкой, предпочитая оплачивать и второе койко-место. Она собиралась заниматься до глубокой ночи и ей нужна была полная тишина.

Мари пришлось себя ограничить в еде, потому что денег, чтобы полностью оплачивать комнату, учёбу, книги, тетради, сильно не хватало. И однажды от голода, когда проходили очередные занятия, Мари потеряла сознание. Её одноклассница побежала к Броне, и та забрала её к себе, чтобы Мария могла нормально питаться и не тратить деньги на жильё.

Один раз одноклассник пригласил Мари в гости к своему другу-физику из Польши по имени Пьер. В то время ему было 35 лет, а Мари 27. Когда они вошли в его квартиру, тот стоял на балконе. Услышав их шаги он обернулся и увидел девушку, которое осветило вечернее солнце. Вот так и произошло их знакомство. Пьер был фанатом науки, и потому его родителям избранницы сына казались глупыми и скучными. Во время общения в тот вечер Пьер понял, что нашёл себе собеседника, который мог общаться с ним наравне.

В те времена Мари работала над проектом о магнитных свойствах стали, который заказало ей Общество поощрения национальной промышленности. Она уже успела приступить к исследованиям в лаборатории Липманна. Пьер, работавший тогда в Школе физики и химии, уже провёл одно исследование в области магнетизма и даже открыл «закон Кюри», так что молодым людям было о чём поговорить. С каждым днём Мари всё больше нравилась Пьеру, у которого к тому времени вошло в привычку рано утром уходить в поле для того, чтобы нарвать для неё ромашек.

Они поженились в 1895 году и отправились в свадебное путешествие, в котором много читали и общались на научные темы. Чтобы доставить удовольствие своей жене, Пьер начал изучать польский язык. Когда родилась их первая дочь Ирен, Пьер уже защитил докторскую диссертацию, а его жена досрочно окончила учёбу в Сорбонне.

Своё исследование по магнетизму Мария закончила в 1897 году и сразу принялась искать подходящую тему для своей диссертации.

На тот период они были знакомы с физиком Анри Беккерелем, который открыл, что излучение может испускаться урановыми соединениями. В отличии от рентгеновского излучения, данное явление было вызвано внутренними свойствами урана. Мария Кюри заинтересовалась этим явлением и захотела его подробно изучить. Пьер, чтобы помочь своей жене, отложил все свои дела. Кстати, с её помощью Анри открыл другой химический элемент — уран.

В 1898 году супруги открыли два элемента. Одним из них был полоний, название он получил в честь родины Марии — Польши. Второй элемент — радий. Впрочем, они так и не смогли предоставить химикам доказательства существования этих элементов.

В течении следующих четырёх лет супруги пытались обнаружить эти два элемента в урановой руде. Они сутками работали в сарае и подвергались сильному излучению. В итоге были получены сильные ожоги. Вначале супруги не понимали, насколько опасно излучение, которому они подвергались, но узнав об этом, они, всё-таки, решили продолжить свои опыты.

В 1902 году им удалось получить 1/10 грамма хлорида радия. Другой элемент — полоний — они не смогли обнаружить, потому что данный элемент — это результат распада радия, излучающего свечение голубоватого оттенка и его тепло. Данное явление заинтересовало весь мир.

И вот уже в 1903 году супруги в паре со своим знакомым физиком Анри получили Нобелевскую премию. Таким образом, Мари Кюри стала первой женщиной, получившей знаменитую награду.

Чтобы исследования в области радиоактивности могли продолжаться и дальше, был создан Радиевский институт. Это было как раз перед началом Первой мировой войны. Работа Марии в этом институте заключалась в фундаментальных исследованиях радиоактивности и его применениях в медицине. Во время войны Мария учила военных врачей радиологии, где с помощью рентгеновских лучей в теле раненого можно было заметить шрапнель. А ещё Мария направляла на передовую рентгеновские аппараты. Их дочь Ирен, сопровождала свою мать и была в числе медиков.

Когда жизнь Марии подходила к закату, свою деятельность она не бросала. Она продолжала работать с медиками, студентами, сидела над научными работами и написала биографию мужа, которая вышла в виде издания. В эти годы она съездила в Польшу, которая уже успела стать независимой. В США её приняли с почестями и подарили 1 г радия для того, чтобы она продолжала свои опыты. К слову сказать, что 1г радия приравнивался по стоимости золота более двухсот килограмм. Но здоровье Марии было сильно подорвано в результате долгой работы с радиоактивными веществами.

В 1934 году она умирает от апластической анемии — очень редкой болезни — в Альпах Франции, в маленькой местной больнице. Развитие болезни вызвали работы над полонием и радием.

Именем Марии Кюри был назван польский институт в городе Люблине, который был одним из самых крупных в Польше среди высших учебных государственных заведениях. Этот институт был основан в 1944 году, перед которым стоит памятник Марии Кюри. В данный институт входит десять факультетов. Его выбрали 23,6 тыс. студентов, среди которых более 500 иностранцев.

Вещи Марии, включая одежду, мебель, книгу рецептов, записи, сделанные в лаборатории нельзя трогать еще 1500 лет из-за их высокой радиации. Они и на сегодняшний день являются достоянием Франции. Вещи Марии находятся в коробках, защищённых свинцом, в Национальной библиотеке Парижа. Желающие ознакомиться с личными вещами Марии перед своими посещениями должны подписать документ, в котором говорится, что они осведомлены об опасности, которой подвергаются. Затем, они должны одеть защитное снаряжение, чтобы избежать заражения радием 226, который полностью распадается лишь через 1600 лет.

Супруги Кюри похоронены в парижском Пантеоне. Организм Марии было настолько заражён радиацией, что хранить её пришлось в гробу, защищённым свинцом толщиной 2,5 см.

редакция

фото открытые источники

"Обзор статей и публикаций"
Alma Mater

Признаны на международном уровне

Результаты работы новосибирских ученых в области радиоуглеродного датирования признаны на международном уровне. Теперь они намерены создавать комплексы УМС собственного производства. Центр коллективного пользования «Ускорительная масс-спектрометрия НГУ—ННЦ» успешно прошел 7-й…
Из истории

Газ 69

В СССР дороги всегда страдали качеством. Да и были они не везде. В связи с этим, незаменимыми стали наши внедорожники «Газ 69», работу над…
Из истории

Как появился салют на 9 Мая

Ежегодно этот государственный праздник заканчивается салютом, озаряющим небо. Для этого выбирают определённую площадь, с которой хорошо…